--fraya wĭnther | --saria ida kaufer |
Arctic Monkeys – One for the Road | • место действия: небольшое кафе на такой-то улице, которую я все равно не скажу, чтобы вы не заглянули туда и не испортили всю атмосферу. |
место встречи изменить нельзя
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12015-10-14 21:14:30
Поделиться22015-10-14 21:48:25
я слишком давно не видела моря. осознание этого приходит ко мне тогда, когда я выхожу из дома и вдыхаю полной грудью промозглый осенний ветер. на секунду мне кажется, что он прилетел с моря, прямиком через залив исе-фьорд, прогулявшись по другим городам и помогая чайкам – среди которых есть свои джонатаны лингвистоны – расправить крылья. и только после этого ветер прибыл в копенгаген, солеными капельками оседая на губах.
я поверила [захотела поверить?] в это и облизнулась. но, конечно же, губы мои были, как и всегда, потрескавшиеся и абсолютно, запредельно безвкусные. от досады и разочарования я с силой дернула руль автомобиля и испуганно замерла, поняв, что чуть не вылетела на полосу встречного движения, и я до жути боялась умереть.
смерть из-за скуки о море, наверное, была бы достойна премии дарвина. я была однажды на сайте вышеупомянутой премии и хорошенько повеселилась, читая про разные забавные случаи. стоит сказать, что это забавные случаи смерти, и когда осознание того, над чем я смеюсь, «догнало» сонный и воспаленный от бессонницы мозг, я смутилась и покраснела. это было ужасно: смеяться над тем, как люди погибли. и пусть даже охотника застрелила змея, а парочка, занимавшаяся сексом, задохнулась в машине – это все равно смерть.
по статистике, 90% людей боятся смерти. некоторые неосознанно, и проявляется это вот почти как у меня: в фанатичном желании не попадать в неприятности, чтобы сохранить себе жизнь. не переходить дорогу на красный, не выезжать на встречку, не ездить в лифте. некоторые храбрятся, говоря: «я не боюсь смерти!», но как только старуха нагоняет их, приходя к знакомым или даже кому-то более близкому, страх обнажается. и выглядит это отвратительно. некоторые признают свой страх открыто, и для меня они – самые настоящие храбрецы. потому что мой, например, самый большой страх – посмотреть им всем в лицо.
автомобиль – единственное средство передвижения, кроме метро, которое я признавала. не нравились мне ни автобусы, ни велосипеды, ни что-нибудь еще.
были и минусы у такого замечательного города – я в нем задыхалась. слишком много людей, слишком много машин, слишком много удушливого смога. слишком много грязи. когда люди забыли следить за природой? когда они так эгоистично зачерствели, что едва успевают смотреть лишь за собой, совершенно упуская из взгляда все окружающее их? когда я стала так задумываться над этим? на сердце как будто повесили тысячу и одну тяжелую гирю.
автомобиль виновато крутил колеса, как будто это он виноват в том, что с утра мое настроение явно было далеко от солнечного. такое бывало редко.
вы знали, что когда человек улыбается, он задействует семнадцать мышц, а когда выражает негодование – сорок семь? запредельная несправедливость, которую я стараюсь исправить переизбытком улыбок и смеха, чтобы хоть как-то сравнять счет грусти и радости, компенсировать те самые тридцать мышц разницы. мне кажется, я столько раз улыбалась без повода только ради этой «компенсации», что задействовала мышцы-улыбки гуголплекс раз. гуголплекс – забавное число. я вычитала про него в какой-то книжке, и провела независимое расследование. конечно, мое независимое расследование закончилось вместе со статьями на википедии, но до этого я успела узнать, что есть еще и гуголплексплекс – это гугол в степени гугол в степени гугол. есть еще гуголтетраплекс и так практически до бесконечности, но самое первое число – самое классное. забавно, раньше я думала, что гугол пишется как поисковый сайт, но вот и нет.
почему люди не любят математику? почему люди не любят цифры? почему люди не любят порядок?
чтобы сделать один шаг, человек задействует двести мышц. получается, если ты улыбнешься десять раз, то сделаешь шаг. он будет не таким материальным и осязаемым, как если бы ты реально куда-то ступил, но я называю это «шагом в хорошее настроение». и иногда это помогает. лестница в хорошее настроение. звучит как слоган для какой-нибудь...фирмы по отбеливанию зубов или что-нибудь в этом роде.
ленивые утренние мысли скатывались в один большой снежный ком, от которого веяло самым что ни на есть реальным холодом. я вдруг почувствовала, что мне просто необходимо согреть ужасно замерзшие пальцы, потому что еще секунда – я не смогу их разжать. а вы знаете, что случается с автомобилистами, которые не могут разжать пальцы? правильно, они попадают в аварию.
слишком много мыслей для одного утра, слишком много негативных мыслей для моей маленькой вселенной.
в моей маленькой вселенной были свои законы и закономерности. свои правила. свои порядки. мне запрещалось думать о плохом, запрещалось врать (а если я и врала, то исключительно «во благо» - лучшая отговорка на все века!), запрещалось рисковать своей жизнью во имя всяких глупостей. мне можно было проводить субботы лениво, не вставая с дивана, но по воскресеньям обязательно нужно читать, писать, играть на музыкальном инструменте или убираться. в моей маленькой вселенной не было места унынию и грусти. я вычеркнула их из жизни шесть лет назад, вычеркнула ярким черным маркером, выцарапала «нет» на деревянной доске печали.
я принюхалась. пахло странно. не по-плохому, странно, а по-хорошему: кофе и выпечкой. и сразу рот наполнился слюной, как будто я с утра ничего не ела (ах, да, я же ничего и не ела). до невозможности захотелось найти «раздражителя» и посмотреть что там и как. любопытство – самая моя ужасная черта, готова признаться. и многих из моего окружения бесит мое навязчивое желание сунуть нос в их дела. помните старую шутку про фильм ужасов? мол, «она одна дома, полнолуние, пятница тринадцатое; из подвала слышится стук и она идет проверять – ну не дура ли?». внимание: этой дурой была бы я. просто потому, что мне интересно что там (или кто там?), даже если в перспективе это грозит мне смертью. страх неизвестности меркнет в сравнении с моим исключительно природным любопытством.
сердце замерло. о, этот божественный запах сладостей! ноги перестали давить на газ, машина остановилась и я замерла и принюхалась, как самый настоящий сурок. кажется, я чую имбирь. или это корица? или...? определенно, что-то вкусное и до ужаса калорийное. и с яйцами. и молоком.
чудесные запахи шли из кафе. небольшого уютного кафе, которое «спряталось» в здании многоэтажки и выглядело настолько по-домашнему, с этими креслами/лавочками/книгами, что мне враз расхотелось на работу. это странно, потому что на работу я хотела всегда. а знаете, от можно получать удовольствие? от чашечки чая и какого-нибудь тортика. благо, на миниатюрной витрине сладостей было вполне себе достаточно.
ладно, могу я хоть раз в жизни удовлетворить полностью первый уровень пирамиды маслоу? верно?
Поделиться32015-10-14 23:24:04
Как приятно осознавать, что есть в Копенгагене такое место, где можно укрыться от людей, спрятаться от повседневной жизни, уйти от собственных мыслей, погрузиться в себя и, наконец, отдаться книге. Это было мое кафе, с которого началась моя история на новом месте. Холодными осенними вечерами я приходила сюда, садилась за свой столик, заказывала свое кофе. Моя милая официантка Люси приносила его мне, спрашивала о моих делах, часто присаживалась рядом, рассказывала о своей нелегкой жизни, о своем алкоголике-муже, который был на редкость несносным человеком. Он часто уходил в запой, а она часто уходила из дома. И что держало этих людей, спросите вы, но и для меня это было загадкой. То ли его расхваленные способности в кровати, о которых так любила рассказывать Люси, описывая мне все подробности, то ли его харизма, помешанная с чувством юмора. Но мне казалось, что все дело в привычке, в тряпичном сердце Люси, которая не хотела отпускать своего запойного мужчину и постоянно прощала ему его алкогольную зависимость.
Этим утром я снова пришла в свое кафе, в свой уютный маленький мирок в сердце Копенгагена, где всегда приятно пахло свежим кофе и выпечкой. Люси была как всегда на работе, как всегда в наглаженном переднике, убранными волосами, без капли косметики на лице, с ухоженными руками и приятными духами, в которых мягко сочетались древесные и жасминовые нотки. Она вся сияла, а это значило лишь одно – с мужем все в порядке, уже неделю как не пьет.
- Привет, дорогая, - она подсела рядом, источая свет и радость. Она ждала, что я стану расспрашивать и допрашивать про ее мужа, про их семейную жизнь, про их постельные утехи, про его алкоголизм и неоправданную сексуальность. Но я никогда не начинала разговор с этой миловидной и ухоженной девушкой, потому что мне было неинтересно каждый раз слушать одно и то же. Поэтому нашу беседу всегда начинала она, глубоко вздохнув или мило улыбнувшись, задавая риторические вопросы или вовсе просто так. Ей казалось, что раз я учусь на психологическом факультете (о чем я ей никогда не говорила, но она об этом как-то сама догадалась), значит и должна выполнять свои обязанности перед народом. Я перевела взгляд из книги на свою сумасшедшую знакомую, и это был для нее сигнал того, что я была полностью готова впитывать в себя ее долгий и мучительный рассказ.
- Ты, наверное, хочешь спросить меня, что я так свечусь и благоухаю?
- Нет, Люси, не хочу.
- Мой муж не пил уже неделю, представляешь?
- Ой, да ладно?
- Он подарил мне новые духи и золотые серьги. Сказал, что это на нашу годовщину. Он помнит ее, понимаешь?
Если бы не работа и не люди, сидящие за соседними столиками, она бы заорала от счастья, расплакалась и взмолилась Богу за то, что у нее такой прекрасный мужчина, который встал на путь истинный и стал вести себя подобающе.
- Он каждый день делает мне комплименты, Сара. Он стал приходить домой вовремя, от него всегда приятно пахнет одеколоном, он стал приносить домой деньги, а не бутылки из под пятилетнего виски. А еще..
Я больше не могла этого терпеть. Либо я, либо кто-то другой.
- Люси, он изменяет тебе.
Она будто потеряла дар речи. Ее чуть приоткрытый рот скривился, но не закрылся. Мне стало ее очень жаль. Так жаль мне было лишь Хатико в одноименном фильме. Я вообще очень жалостливый человек. Наверное, именно поэтому пошла на психолога, чтобы жалеть людей, говорить, что все наладится, что все к лучшему, что все, что происходит в жизни – это нам очень надо, что надо жить здесь и сейчас.
Люси была безутешна. Она застыла в одном положении, забыв как надо говорить. Она была в шоке, и ее шок был вполне адекватной реакцией в таких случаях. Скорее всего, она хотела услышать сейчас слова сожаления, жалости, вызванной ее положением, рухнувшими надеждами и гадкой до мурашек ситуацией. Ей было стыдно и плохо одновременно, и я это понимала, но не могла подобрать нужных слов, да и не хотела. Я опустила глаза в книгу, чтобы не смотреть на нее, а она все так и сидела, устремив взгляд в стену. Я не хотела, чтобы она плакала, потому что не выношу женских слез, но это было неизбежно. Горячая слеза медленно покатилась по ее сухой и бледной коже. Я всем нутром почувствовала, что мне стало дико некомфортно, что это место перестало быть мне таким уютным и «своим». Мне хотелось отмотать время чуть-чуть назад и промолчать, чтобы она дальше жила со своей слепой радостью.
- Откуда ты знаешь? – почти шепотом спросила Люси.
Ее вопрос отозвался во мне эхом, и я, вздохнув и набравшись смелости, ответила ей:
- Люси, все это знают. Все говорят об этом. Над тобой смеются, Люси, считают простушкой и глупой девчонкой. Твой муж не скрывает и не скрывается от посторонних глаз. Копенгаген не такой уж и большой город, где можно похоронить свои секреты, - я мысленно убивала себя за каждое слово, не я должна была ей говорить об этом, не при таких условиях, не этим осенним ветреным утром, - Люси..
Но она резким движением смахнула слезу с щеки, сняла золотые серьги, и натянув дежурную улыбку спросила:
- Вам как всегда? Айриш и круассан?
- Да, спасибо.
Вам.. Меня передернуло. Так я потеряла свою официантку Люси. Больше не будет этих застольных разговоров о ее муже, о его пьянках и неоправданной сексуальности.
Мой заказ принес уже другой официант, ни слова не сказал и ушел обслуживать других клиентов.
Я устроилась поудобнее в кресло, отбросив все эти нелепые мысли и чувства, подняла книгу и погрузилась в тот мир, где все хорошо, где никто никого не предает, никто не умирает, не уходит, не говорит горькую правду, где все заоблачно и прекрасно, где нет двуличности и страха, в этот очередной роман, где все так предсказуемо и предугадываемо.
Вот она, моя идеальная жизнь, без негатива, с бесконечной любовью и наивностью, со сладкими фразами, сказочными отношениями, где она – принцесса, а он ее принц на белом коне, где в конце «долго и счастливо», и где ясно видны светлая и темная стороны. Добро победит, они все-равно будут вместе, я знаю, но как приятно перечитывать это опять и опять. Это вселяет надежду. Я восполняю такими романами всю эту безграничную пустоту, которая поселилась в душе и заняла половину моего сердца. Другую половину неизменно заполнял отец с его чрезмерной заботой и опекой. Я была рада, что есть тот, кто обо мне думает каждый день, постоянно. И я ему была благодарна за то, что он есть, и мы спасаемся друг другом.
Кроме отца друзей у меня не было. Не получалось, не выходило дружить. Либо потому, что я не была многословна, либо потому, что я не соответствовала понятию «друг». Я слабо себе представляла идеальную дружбу с выездом на пикники и веселыми вписками на квартире у незнакомых людей. Для меня дружба – это понятие сугубо личное и сокровенное, я никому не хотела говорить про это. Я знала, что однажды, когда появится такой человек, которого я способна назвать своим другом, я ему обязательно это сообщу.
А пока, я была другом для папы и книг из нашей домашней библиотеки. Бережно перелистывая страницы и смакуя каждое слово, я погружалась в выдуманные миры, где не было тех, кто требовал от меня выполнения определенных обязанностей. Мне нравилось, что в один миг я могу закрыть книгу и не думать о том, что она как-то может на меня обидеться. Мне нравилось распоряжаться самостоятельно своими чувствами, эмоциями, жизнью. Надо мной не было никого, и я очень ценила свою независимость и чувство собственного достоинства.
Кофе терял свой неповторимый аромат и вкус, круассан становился холодным, но мне было все-равно. Я упивалась книгой, как после долгой жажды упиваются водой. Я была погружена в свой параллельный и загадочный мир.
Поделиться42015-10-18 14:18:34
я улыбаюсь.
я улыбаюсь и задействую все семнадцать мышц, вот только почему-то скулы сводит, как будто я съела целый лимон. никогда в жизни не ела целый лимон, но мой друг на спор пытался, и потом в подробностях – и не без нецензурных выражений – рассказал, что сводило щеки и хотелось плакать. вот и мне сейчас примерно так же. видимо, свой лимит улыбок я на сегодня исчерпала.
можно ли исчерпать лимит улыбок? и существует ли он вообще? а если существует, то делится ли на улыбки знакомым людям и незнакомцам?
этой милой официантке улыбнуться хотелось. не потому, что она тоже улыбалась, а потому что хочешь, чтобы она сделала это по-настоящему. но скулы сводит, и я смотрю в пол, пересчитывая точечки на собственных весьма странных ботинках. раз, два, три, четыре. эту считать за две или за одну? а то она очень большая и длинная, наверное, брак на фабрике и пробили в миллиметре от нужного места.
на секунду мне снова становится смешно от одной мысли о том, что я стою в кондитерской и рассматриваю точки на своих ботинках. во-первых, это кондитерская; тут нужно есть и получать эстетическое удовольствие от еды. во-вторых, это мои ботинки; они довольно старые, но удобные и разношенные до состояния тапочек. в-третьих, через час мне нужно быть на работе, а ведь нужно еще добраться до офиса, подобрать пару моделей «про запас». в-четвертых, я, кажется, прослушала перечень сладостей, которые мне перечислила официантка, на груди которой был бейдж с именем Люси.
- груши, – слух зацепился за знакомое слово. - грушевый…манник? верно? вот его. и...
чая было много. коробочки, баночки, надписи какие-то непонятные на как-будто на китайском, тысячи и мириады непонятных слов. я вижу дарджилинг, вижу эрл грэй и выдыхаю: верно, это чай, а не что-то непонятное и другое. прошу что-то с приятным цветочным запахом и полностью вверяюсь в руки незнакомки за прилавком. я чувствую себя здесь чужой. здесь, рядом со всеми этими сладостями и баночками, рядом с кассой и деньгами. шаг вперед – чужая. шаг назад, к книгам, - своя. привычная фрая, взахлеб читающая энциклопедии и занудных авторов. пока на причудливую тарелку выкладывают торт, и заодно заваривают чай, осматриваю полки.
зрение стало совсем ни к черту, а не то почему мне пришлось щуриться подслеповато, совершенно по-дурацки, чтобы прочитать на корешках книг названия? все они яркие. книги, то есть, хотя и названия тоже попадаются вполне себе яркие и необычные. хочется провести по переплетам рукой, как пианист иногда игриво проводит от самой нижней ноты до самой верхней. хочется носом провести по воздуху рядом с книгами, чтобы почувствовать себя парфюмером выжившим из ума и пытающемся уловить тонкий аромат неповторимой книжной пыли. она даже пахнет по-другому, не так, как обычная: затхло, а светло и приятно. мне вспоминается сразу своя комната и танцующая в лучах солнца пыль. на секунду становится интересно: есть ли здесь «парфюмер» зюскинда, а если есть, удастся ли мне его взять на минутку в руки, ощутить приятную тяжесть томика в руках и найти за секунду такую любимую цитату. нет такой человеческой фантазии, которую реальность не превзошла бы играючи.
я дергаю чуть нервно правым уголком губ, будто бы стремясь ухмыльнуться, но тут же сжимаю их в тонкую полоску. я была единственной в книжном клубе, кто сочувствовал главному герою. я единственная понимала его переживания, понимала его эмоции, понимала его надежду. надежду создать что-то великое и бессмертное. я была адвокатом самого дьявола на заседаниях нашего кружка. все участники сочли своим долгом ткнуть в меня пальцем, сказать, что я не права, и даже справедливая обычно альбертина недовольно покачала головой.
книга об убийце? нет. книга о таланте.
если вы думаете, что талант – это дар, то глубоко ошибаетесь. талант – это проклятье. это тот самый дамоклов меч, который висит над вами ежедневно, ежечасно, ежесекундно. это та гранитная плита, тяжесть которой лежит на ваших плечах. это та плита, на которой выгравируют эпитафию и годы вашей жизни. талантливые люди живут в совершенно другом мире, играющем по их правилам. это не моя маленькая вселенная, это огромная черная дыра, которая возникла из-за взрыва сверхновой. это тысячи галактик, втянутые в одну крошечную искру «божественной благодати». талант – это не благодать. талант – это жестокое наказание.
я уже сделала было шаг в направлении полок, но замерла. отряхнулась, как мокрая собака. смахнула небрежно невидимые пылинки с лацканов жилета, с нажимом проводя по скрытым за ним подтяжкам. нужно было разгладить, расправить, до идеальности все довести. отвлечься от «парфюмера» и придумать приветствие для новых сотрудников. что-нибудь легкое и незамысловатое.
сзади на меня налетел ураган катрина. нет, не ураган, но просто маленький ребенок, которому удалось затащить маму в кондитерскую, от которой так вкусно пахло выпечкой. почему тогда так больно?
по груди и животу разливалось тепло. не тепло даже – жар, самый настоящий жар, как будто раскаленной кочергой провели прямо от солнечного сплетения и до низа живота. больно и как-то даже стыдно. мама ребенка извинялась бесконечно долго (скучно), пока я меланхолично рассматривала расплывающееся по рубашке пятно от чая. со всеми своими размышлениями, я совсем не заметила, как взяла тарелку с тортом и чашку чая в руку. стоило отдать хозяйке кафе должное – он действительно невероятно вкусно пах. и настолько же невероятно был обжигающим.
- твою мать, – выругалась я тихо, потому что а) вокруг были женщины и б) вокруг были дети. точнее, один очень маленький назойливый детеныш человека, которого я хотела ненавидеть, но не могла в силу общего своего миролюбия.
- вы не могли бы... – я повернулась к девушке за столиком за мной, недовольно хмурясь от боли, - помочь?
p.s. прошу прощения за задержу. на учебе завалы...и да, девушка за столиком сзади - это ты.